Искусство Дальнего Востока

Живопись хабаровских художников

Андрей Павленкович - энергия, воплощенная в живописи


На больших хабаровских выставках, начиная с 1990-х годов, неизменно обращают на себя внимание живописные работы Андрея Алексеевича Павленковича, хабаровского живописца, члена «Союза художников России». В дальневосточное искусство он пришёл сразу по окончанию художественно-графического факультета ХГПИ. Уже в самом начале творческого пути определился круг его любимых тем и жанров, произведения обрели индивидуальные художественные черты, стали узнаваемы и известны. Удивительным образом художник не повторяется в своих работах. Технические приемы, используемые им, также многообразны и неповторимы, как и сама натура.  


Картины Андрея – проявление его индивидуального взгляда на мир, его человеческого и художественного темперамента. Эстетике его произведений присущ свой образ мышления, отражающий особенности восприятия мира и специфики его воплощения. Импрессионистическая манера исполнения, свойственная многим полотнам художника, осмысливается как приобщение к тайне мгновения, воссоздания поэтики преображенной реальности без ложной назидательности и излишней патетики. Его творчество, современное и индивидуальное по мироощущению и технике живописного письма, вместе с тем органично существует в традиции классического русского реализма.  
Однозначно ответить на вопрос: «Что заставляет зрителя подолгу вглядываться в его картины?» невозможно. Ясно одно – внимание привлекает то, что имеет смысл и значимость. В его картинах это энергия, воплощенная в живописи и метафизика – материя, не воспринимаемая глазом, но подвластная чувствам. Его произведения наполнены глубиной и многомерностью жизни. Ощущения свежести после дождя и первого снега, лирика отражающихся в глади воды облаков, зелень ранней травы, запах цветущих садов… – проявления жизни, которые вдохновляют автора и каждого неравнодушного в этом мире.  
В прошлом художник-педагог со стажем Павленкович отказался от преподавания в вузе, чем весьма опечалил многих почитателей его таланта. В его жизни есть главное – творчество, и оно требует полной самоотдачи.  
Факты биографии художника, складываясь в историю пережитого, эмоционально раскрываются в его работах. 
 
На его персональных выставках наряду с картинами всегда представлен материал непосредственного общения с природой – натурные этюды, в которых отчетливо проявляется умение автора отобразить в самых, казалось бы, скромных мотивах сокровенную душу пейзажа, созвучную человеческой. В пленэре художник совершенствует эмоциональную память, мастерство, накопленные ощущения дают ему огромный потенциал для творчества, свободу для воображения и материал для будущих произведений.  
Для своих путешествий с этюдником турист-экстримал Павленкович выбирает природу заповедных мест, символами которой служат вековые сосны Дальневосточной тайги, исполины-вулканы Камчатки, скалистые берега Байкала и Приморья, холодные воды Охотского моря и Тихого океана. Все великолепие дикой природы этих мест Андрей Павленкович не раз переживает в многочисленных этюдах и картинах. При этом каждый пейзаж его кисти не дубликат натурного мотива, а результат композиционного поиска и решения ведущей художественной задачи – раскрыть типический образ природы конкретного места. 
Знание китайского языка позволяет художнику свободно путешествовать по Поднебесной. Художника привлекает этнографическая экзотика этой страны, уклад жизни простых тружеников. Во время многочисленных длительных пленэров по Китаю художник пишет портреты-этюды рыбаков и крестьян, сцены их жизни, трудовые будни и природу этих мест. Этюдный материал этих пленэров стал основой масштабных по замыслу и размерам сюжетно-тематических произведений. 
В 2000-х гг. художник открыл для себя красоту центральной России (Вышней Волочок, Василево, Берново, Тверь, Великий Новгород, Вяжище, Старица, Торжок, Осташков, Ржев, окрестности озер Селигер и Ильмень). В исконно-русском пейзаже он открыл для себя особую скромную красоту и сумел запечатлеть ее светлое, глубоко трогательное звучание в натурных работах «Волжский вечер» (2014), «Над Ниловой пустынью» (2012-2013), «Ярославово дворище» (2005), «Купание в Тверце» (2010) и других. Материал многочисленных поездок по России лег в основу серии пейзажей о российской провинции, наполненных художественной правдой и поэзией тонких ощущений.  
Его пленэрные работы из творческих поездок в Тынду, Охотск, Горный, Сикачи-Алян, Кульдур, Большехехцирский заповедник, Найхин, Иннокентьевка (Нанайского района), Малышево, Тернейский биосферный заповедник, Большой Камень, остров Русский, Славянку рождают образ Дальнего Востока – региона ошеломительных пространств и красоты, с его сопками и горными хребтами, кедровыми распадками и горными ручьями, охотничьими и рыбацкими поселками.  
Пейзажи автора различны по состоянию и прихотливы по настроению, как и широкий психологический диапазон самой природы Дальнего Востока – от звенящей зимней бодрости и тишины заснеженного леса «Хехцир» (2011) до полуденного летнего зноя «Жаркое лето» (2014). В картине «На севере Приморского края» (2012) сюжет задаёт гамму переживаний: от восхищения мощью накатывающихся свинцовых волн, словно дыхания холодного океана, до тревожного чувства ничтожности человека в мире заповедной природы.  
Красота в простом. И многие достаточно большие картины-пейзажи художника, посвященные, казалось бы, неэффектным мотивам – наглядные иллюстрации к этим словам. Травы, облака, цветущий шиповник на околице деревни могут стать предметом вдохновения художника. «Шиповник» (2011), «Серебряные травы» (2013), «Поздняя осень в Иннокентьевке» (2011) – в этих холстах автора настоящая музыка живописи, сотканная из утонченных оттенков палитры пепельного, охристого и фиолетового цветов. В картине «Серебряные травы» скованные утренним морозом берега тихой речки и сверкающие изморозью инея высохшие травы, затихшие в ожидании зимы, рождают острое чувство предзимней грусти, но от пластики живописи и тонко разработанных цветовых отношений трудно оторвать взгляд. Желание выразить средствами живописи звуки и запахи задает новый формат чувственного восприятия, с обращением к ассоциативной памяти зрителя к его эмоциональным переживаниям.  
Андрей Павленкович, несомненно, признанный мастер городского пейзажа. В большинстве своем произведения, исполненные им в этом жанре – поэтические портреты родного Хабаровска, города в котором родился художник.  

Во внешнем облике города проявляется его душа и душа человека, живущего в нём. Выпавший снег придал городу образ чистоты и свежести, дождь погрузил в пелену меланхолии, яркое полуденное солнце создало ощущение торжественности и праздника – реальные, узнаваемые городские мотивы обрели новые краски.  
Картины «Дождливое лето», «По улице Калинина», «Дорога к храму» притягивают композиционной режиссурой и живописным решением. Художник выделяет только те детали пейзажа, которые усиливают настроение, в результате создается ощущение уникальности мгновения жизни. Простые, лирические сюжеты глубоко психологичны и значимы. Улицы и площади города с силуэтами идущих людей и с домами, впечатляющими своей архитектурой и прожитой историей, возвращают нас к воспоминаниям из нашей жизни. Мы словно вновь и вновь проходим по любимым улицам в толпе людей то суетливо и спешно, то медленно прогуливаясь.  
«Зимний день» (2014) – изысканный городской пейзаж, особый шарм которому придают ажурные очертания деревьев первого плана, через кулису которых видны заснеженные крыши домов и дорога к храму – композиционному центру картины. Точку восприятия храма художник выбрал такую, что зритель при восприятии произведения, будто паломник, проходит путь по восходящей круто вверх дороге.  
 
Выразительные реалистические пейзажи Андрея вступают в эмоциональный диалог с роскошными и полными света натюрмортами. Его натюрморты впечатляют торжественностью самых мажорных человеческих переживаний – восторг бытия, упоение цветом и светом окружающего мира. Особенно хорошо передают эти ощущения картины с букетами на окне на фоне пейзажа – излюбленный мотив художника. Великолепие живописного пространства этих картин, наполненное теплом и светом летнего солнца, вибрацией воздуха и дуновением ветерка, пробуждает щемящее чувство лучших воспоминаний. Реальный мир в них обретает изящную изобразительную легкость благодаря богатству оттенков цветовой гаммы и режиссуре исполнения.  
Если рассматривать его натюрморты с позиции предметной содержательности, то складывается особый мир личности художника с удивительной витальностью, восторгом бытия, упоением цвета и света, любованием красотой полевых и садовых цветов, фруктов, оранжево-алых гроздей рябины – мира живущего и вибрирующего на холсте. В нем просматривается особое внимание автора к сложным орнаментам рукотворных вещей, игре рефлексов на самоварах и стекле, складках драпировок с узорными вышивками… 
Жанр натюрморта привлекает Андрея еще и тем, что в нем можно сконцентрировать, остановить время или, напротив, почувствовать его неминуемое течение. В картинах «Снедь» (2011), «Старая прялка» (2009), «Натюрморт с соломенной куклой» (2011) предметы – безмолвные свидетели чьей-то жизни и пересечения судеб людей, заселявших русский Дальний Восток. Основой композиционного замысла произведений послужили уникальность и многообразие культурных традиций народов-переселенцев. В произведениях смысловое и композиционное объединение орудий труда и быта русских, украинцев, белорусов написаны с соблюдением утилитарной достоверности и характерным для каждой из культур декором, словно сложный полиэтнический ансамбль, в котором каждый предмет – объект культуры, уникальный по содержанию и важный в общей системе духовных ценностей. За авторский взгляд в раскрытии темы и ее художественное воплощение в 2011 г. Павленкович стал лауреатом премии Губернатора Хабаровского края в области изобразительного искусства. 
 
Андрей Павленкович "Вишнёвый сок. Портрет сына" Холст, масло, 50х70 см., 2010 г.

В творчестве Андрея особое место занимает портрет.  
При выборе модели для своих произведений художник руководствуется не внешней, а внутренней красотой человека.  
Отношение к жизни и характер человека художник передает через осязаемость красочной феерии. Часто он размещает модель в среде, характеризующей портретируемого. Так в портрете «Кристина» модель изображена на фоне цветущего сада. Среда пленэра будто соткана из солнечных зайчиков, отбрасываемых сочно-зеленой листвой и прозрачных теней – как постоянно меняющееся настроение самой девушки. Вибрация живописной поверхности, импульс от солнечного света и дуновения ветерка, заданные широтой и легкостью кистевого и мастихинового письма, способствуют точной передачи образа.  
В последние годы автор работает над созданием масштабных сюжетно-тематических картин «А у нас тихий час» (2017), «Обыкновенное чудо» (2014), «Рыбаки Желтого моря» (2013) и других. Сюжет этих произведений строится на рассуждении о нравственных ценностях, красоте окружающего мира и радостях бытия. Но в центре повествования всегда человек с его судьбой.  
«А у нас тихий час» – масштабное по задумке и задору полотно с трогательным и веселым мотивом, знакомым каждому с детства – в час полуденного отдыха детям в спальне совсем не до сна. И, как правило, есть один самый шустрый и шкодливый. Вот он-то и главный персонаж картины. Не скрывая радости и счастья, такого, которое бывает у нас лишь в детстве, он будто обращается к зрителю со словами: «А у нас тихий час» – вовлекая его тем в собственные воспоминания, в феерию боя подушками и детского смеха. 
На картине «Рыбаки Желтого моря» изображен момент отдыха китайских рыбаков. Простой сюжет с философским подтекстом, многогранность которого задана сравнением образов двух главных персонажей: пожилого и молодого рыбаков, мудрости – и юношеского оптимизма. Кто-то в этом сопоставлении видит быстротечность человеческой жизни, кто-то разницу характеров. Старый рыбак погружен в свои мысли, которые за пределами изображения, взгляд его будто направлен в прошлое; молодой же с вызовом смотрит прямо в глаза зрителю. На холсте эти два персонажа изображены рядом, но, по сути, между ними путь длинною в жизнь. 
 
Произведения живописца никого не оставляют безучастным, потому что пишет их человек с горячим и трепетным сердцем, истинно любящий свое дело и натуру. Анализируя его творчество, я поняла главное – его цель – сделать этот мир лучше. Глубокие человеческие чувства, жизнеутверждающий оптимизм и палитра человеческих переживаний – именно это захватывает зрителя и заставляет его подолгу всматриваться в произведения Андрея. 
 

Павленкович О.Б., 

кандидат педагогических наук,  

эксперт Министерства культуры РФ, 

член «Союза художников России».